Физкультура и здоровье
Физкультура и здоровье

Оздоровительные упражнения после сна

Бодрящая гимнастика - это комплекс специально подобранных упражнений способствующих пробуждению организма после сна, а так же созданию положительного настроения. Она главным образом направлена на решение оздоровительных задач: закаливание организма, укрепление костно-мышечного аппарата, развитие сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию правильной осанки, предупреждению развития плоскостопия. Существуют разнообразные формы проведения бодрящей гимнастики: с элементами корригирующих упражнений, крайстренинг, «дорожка здоровья», оздоровительный бег, подвижные игры, побудки, ритмическая гимнастика, координация речи с движением и др.

Подвижные игры

В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации, формирование быстроты, силы, выносливости. В процессе игры активируется память, представления, развивается мышление, воображение.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Вводная часть: Может включать в себя разнообразные виды ходьбы и легкого бега, упражнения на дыхание или игру на внимание. В основную часть включаются игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть обеспечивает снижение нагрузки и может состоять из оздоровительных игр или игр малой подвижности или ходьбы с дыхательными упражнениями.

Оздоровительный бег

Бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно–сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Во время поведения бодрящей гимнастики лучше проводить бег в среднем и медленном темпе.

Во время бега педагог должен быть внимателен к каждому ребенку, чтобы не допустить перегрузки и обеспечить своевременный отдых. Увеличение нагрузки осуществляется постепенно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и его физической подготовки. Детям, только что поступившим в дошкольное учреждение или долго не посещающем его, в течение первого месяца нагрузка в беге на выносливость должна быть снижена на 50%.

Крайстренинг –

это круговая тренировка на искусственной полосе препятствий, которая обеспечивает качественное обучение основным видам движений и служит совершенствованию двигательных умений и навыков у детей. Развивает психофизические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость. Воспитывает выдержку и организованность. Вначале полоса препятствий состоит всего из 3-4 импровизированных спортивных снарядов. К концу года дети должны уметь работать не менее, чем на 6-7 снарядах.

При проведении крайстренинга вначале можно включать разнообразные варианты ходьбы (с различным положением рук, на укрепление свода стопы и формирование правильной осанки), бега и дыхательные упражнения. Затем идут упражнения на дорожке препятствий. В конце предлагается оздоровительная игра, дыхательные упражнения или минутка здоровья (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз или игровой самомассаж). Содержание может варьироваться в зависимости от этапа разучивания.

Бодрящая гимнастика с элементами корригирующих упражнений обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Комплекс бодрящей гимнастики состоит из набора различных физических упражнений:

  • Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
  • Упражнения, направленные на формирование стереотипа и правильного дыхания (именно дыхательная мускулатура в достаточной степени улучшает взаимоположение частей тела).
  • Упражнения на формирование мышечного корсета(для мышц спины и живота).
  • Упражнения на самовытяжение позвоночника.
  • Упражнения с предметами, служащие для укрепления мышечного корсета и закрепления правильной осанки.
  • Упражнения для укрепления и формирования сводов стопы.

Упражнения применяются в различных комбинациях с постепенным увеличением продолжительности и количества повторений.

Дорожка здоровья

проводится с целью закаливания и профилактики плоскостопия и включает в себя разнообразные виды ходьбы и бега, в том числе по неровной поверхности. «Дорожка здоровья» может включать в себя:

  1. Ходьбу и бег по ровной и наклонной плоскости, движения пальцами ног, перекаты, пружинящие движения с сопротивлением, ходьба по ребристым доскам, вход на возвышение и спрыгивание с него, ходьба по специальным дорожкам, а так же дыхательные упражнения, игровой самомассаж.
  2. Ходьбу и бег по массирующим коврикам, упражнения на равновесие.

Во время проведения «Дорожки здоровья», дети занимаются босиком. Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже 18 градусов. В начале дети ходят в носках в течении 4-5 дней, затем босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1-2 минуты и постепенно доводя ее до 10-15 минут.

Речь и движение

Бодрящую гимнастику можно проводить с элементами логоритмики. Она представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами и т.д.); они способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются.

  • I часть составляет разные виды ходьбы и бега.
  • II часть – движения, сопровождаемые чтением стихов или четверостиший, а также игровые самомассажи спины, рук, ног или гимнастика для глаз, или
    пальчиковая гимнастика.
  • III часть включает в себя игру малой или средней подвижности, или игру с элементами психогимнастики, или игру, направленную на развитие выдумки, творческой инициативы.

В каждую часть должны обязательно входить упражнения на дыхание. Содержание упражнений может варьироваться в зависимости от лексической темы о поставленной задачи.

Ритмическая гимнастика –

гимнастика с оздоровительной направленностью, основнымсредством которой являются комплексыгимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные
танцевальными движениями. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Эти движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки.

В основной части предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются они с таким расчетом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Вначале все упражнения выполняются стоя. Хорошо использовать танцевальные связки. Самое главное, чтобы интенсивность этой части была немного выше подготовительной.

После одного-двух дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить силы, основная часть комплекса продолжается сидя и лежа на полу. Такое положение очень удобно для выполнения упражнений, укрепляющих мышцы живота, ног, туловища, рук. При этом уменьшается вертикальная нагрузка на позвоночник и ноги.

Каждый комплекс заканчивается упражнениями на дыхание, расслабление, выполняемыми в медленном темпе. В этой части можно так же использовать хороводы и медленные танцевальные движения для снятия нагрузки, а так же упражнения на расслабление, которые обеспечивают максимальный отдых детей.

Побудки - под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели. В таких упражнениях не должно быть резких движений.

Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног».После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия на нем. Заканчивается гимнастика дыхательными упражнениями.

Бабочка
Утром бабочка проснулась,
улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
два - изящно покружилась,
три - нагнулась и присела,
на четыре – улетела.