Страничка логопеда
Страничка логопеда

Развитие речи детей раннего возраста и рекомендации к его улучшению

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?», «Куда ты положил машинку?» Интерес к окружающим предметам пробуждает его общаться к взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?» ,«Куда?», «Когда?».

При нормальном речевом развитии в словаре к 3 годам используется около 1500 слов, к 4 годам – 2500 слов.

В этом возрасте в речи детей преобладают слова- названия, собирательные существительные (посуда, мебель, одежда, животные)пока отсутствуют. В речи часто малыш использует облегченные слова (говорит собака вместо ранее употребляемого ав-ав). 3-4 годам, дети должны уметь повторять за взрослым короткий рассказ (по картинке, по серии картинок). Должны четко произносить звуки: А, О, Э, П, Б, М, И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук. Поэтому рекомендуется – постоянно использовать в общении с ребенком игры или пособия по мелкой моторике.

Рекомендуется учить детей вслушиваться в звучание слов (чтение книг, слушание аудиокниг, обсуждение праздников), развивать слуховое восприятие (повторять за взрослым слова, разучивать, чистоговорки, пословицы, стихи).

С этого периода необходимо тренировать артикуляционный аппарат, и создавать предпосылки для появления свистящих и шипящих звуков С, З, Ц, Ч, Ш, Ж, Щ. В общении с ребенком можно использовать различные движения губ и языка в игровой форме.