Консультация для родителей
Консультация для родителей

Музыкальное развитие ребенка

Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребенка нужно учить музыке?» На этот счет в музыкальной педагогике нет разногласий. Учить музыке надо всех детей без исключения. Венгерский педагог Д. Михайи говорит: «Нельзя терпеть потерю ни одного ребенка для музыки». Наша известная пианистка и педагог А.Д. Артоболевская пишет: «Я считаю, что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование».

«Но стоит ли столько времени, сил и нервов тратить на обучение?»,- это еще один из часто задаваемых вопросов. По мнению многих родителей, занятия музыкой так мало дают ребенку для жизни, ведь куда полезнее заниматься спортом, изучать иностранный язык. Так ли это? Еще с древнейших времен известно об оздоровительном воздействии музыки на организм человека. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции. Не случайно, музыка используется в медицине. Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребенка. Задача родителей и педагогов привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить ее в полной мере. Потому, что, постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Это понимали еще древние греки и поэтому музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение) были обязательны в программе школы. Древнегреческие учителя, подбирая определенные музыкальные произведения, старались развить у молодых учеников такие качества, как доброта, простота, мужество.

«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, - отмечал В. Сухомлинский,- важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность - это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я убежден, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры». Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, который, казалось, никакими усилиями не расшевелить. Дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями. Известный венгерский педагог Т. Шараи считает, что «… слушание музыки способствует усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности». Слушание музыки формирует эстетический вкус и приобщает детей к миру музыкальной культуры. А какой простор предоставляет музыка для творческого самовыражения! Занятия музыкой - это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом. Музыка создает благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Дети и родители становятся ближе и понятней друг другу.

Из всего сказанного напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни каждого ребенка. И кто как не родители могут поспособствовать этому! «Хорошие родители важнее хороших педагогов», так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея ввиду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители. Именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать их, а при необходимости и отвести малыша в студию, кружок или музыкальную школу. Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребенка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставлять детям полную свободу. Но это не так. Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними.

Многолетний опыт музыкального воспитания детей показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Память детства- самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остается на всю жизнь. В душе каждого ребенка есть искра любви к прекрасному. От окружающих взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем. Если никто в семье не имеет музыкального образования, не поет и не играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, то решающим является отношение родителей к музыкальному воспитанию. Первое и самое важное, что требуется от семьи,- это создать атмосферу предельного уважения к хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой). Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает вашу жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.